| 
 История графики
 
 Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 - 1828)
 Francisco de Goya  
 
  Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской Академии Художеств за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко.
 Около 1773 Г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений.  С начала 1780-х гг. Гойя получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели ("Семья герцога Осуна", 1787). В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке.   В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 - директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. Жизнеутверждение в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. В его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её.
 Особенно привлекает Гойя графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. В искусстве Гойи появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 - зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.
  В 1790-х - начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире, и мужественное противостояние, вызов окружающему. Программно-заострённым воплощением настроений Гойи явилась первая большая серия офортов "Капричос", в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка". Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения.
 Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты "Бедствия войны", исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т.е. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь").   Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" ("Пословицы"). Но и в самых мрачных видениях Гойи давящая тьма не может остановить движение, которое для него самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов "Тавромахия", в алтарной картине "Моление о чаше" и в знаменитых "Кузнецах". Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах "Водоноска" и "Махи на балконе". Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса, П. де Молина.
 Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия "Бордоские быки", 1826). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
 Большая советская энциклопедия 
			
			
			|  |  |  |  |  |  
			  | Gumersinda Goicoechea |  | Серия "Капричос" |  | Серия "Капричос" |  |  |  |  |  |  |  
			  | Серия "Капричос" |  | Серия "Капричос" |  | Я еще учусь |  |  |  |  |  |  |  
			  | Серия "Капричос". Сон разума рождает чудовищ |  | Серия "Капричос". Уже ничего нельзя было сделать |  | Серия "Капричос". Эскиз |  |  |  |  |  |  |  
			  | Герцогиня Альба |  | Пара |  | Девушка слушающая гитару |  |  |  |  |  |  |  
			  | Серия "Капричос". И до смерти... |  | Переносит |  | Серия "Капричос" |  |  |  |  |  |  |  
			  | Серия "Бедствия войны" |  | Старик на качелях. Рисунок |  | Серия "Бедствия войны" |  |  |  |  |  |  |  
			  | Обнаженная с зеркалом |  | Серия "Диспаратес" |  | Серия "Капричос". Автопортрет |  
  
 |